История

Воспоминания о Медведице                   

Стихи (автор Черноусова Е.М. уч.25ц)

Рассказывает Максимов Геннадий Егорович - член инициативной группы по организации садового товарищества, член правления в течение ряда лет, председатель правления с 2000 по 2004 гг.:

"В 1990 году между руководством ЦНИИМАШ (зам директора Кислым Б.П. и председателем профкома Сдобниковым В.М.) и руководством Кашинского района Тверской области (председателем исполкома Кашинского городского Совета народных депутатов Коротковым С.А. и председателем колхоза «Красный восход» Куликовым А.В.) была достигнута договоренность о выделении институту участка земли на берегу реки «Медведица в районе деревень Малечкино и Туровино. Товарищество всегда должно быть благодарно этим лицам за то, что мы находимся на этой территории. Решение о выделении земли для организации садового товарищества было подписано 19 февраля 1991 года.

Сразу же после получения решения на заседании профкома была сформирована инициативная группа  под председательством Пузырева Геннадия Алексеевича по организации садового товарищества. В эту группу вошли: Губанов Е.И., Митяев Ю.И., Сагиев Х.А.

В первую очередь инициативная группа наладила связи с руководством Кашинского района их службами. Был организован сход жителей деревень Малечкино и Туровино, на котором жители единогласно проголосовали за предоставление земель для организации товарищества. Вскоре был получен Государственный Акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей за № ТВО-41-0005.

Параллельно готовились Устав создаваемого товарищества и списки лиц, желающих стать членами товарищества.  Таки оказалось порядка 250 человек, значительная часть которых работники ЦНИИМАШ. Вошли в списки и представители других организаций: РКА, УКС, АГАТ, ПТО городского хозяйства, ИПК, Московского речного пароходства и др. Было проведено организационное собрание, на котором избрали первое наше правление. В  состав его, помимо членов инициативной группы, вошли Максимов Г.Е. и Нархова О.И..  Председателем правления был избран Пузырев Г.А., его заместителем Губанов Е.И., бухгалтером стала Нархова О.В.. На собрании было единогласно решено назвать товарищество «Медведица». Списки товарищества были утверждены на заседании профкома ЦНИИМАШ. Устав был принят на общем собрании товарищества и зарегистрирован 08.04.92 года постановлением №89-6 Кашинской администрации. Это и есть день нашего рождения!

Осенью 1991 года группа сотрудников ЦНИИМАШ в составе ПУзырева Г.А., Губанова Е.И., Кузовлева В.Ф. и Леонова О.А. отправились вместе с руководством колхоза «Красный восход» делать регонсценировку территории товарищества. Там подтвердилось, что помимо земель, указанных в акте, нам выделялись земли под промзону (территория в несколько гектаров с левой стороны узкоколейки, если смотреть от реки). По замыслу председателя правления Пузырева Г.А. на этой промзоне должна быть построена лесопилка, обеспечивающая членов товарищества пиломатериалами для построек на участках. Несмотря на существующие договоренности по отводу земли и приобретение необходимого оборудования, эту идею реализовать не удалось, что существенно затруднило обустройство садовых участков.

На тот момент подъездных дорог к товариществу не было. Существовавшая в то время лесная дорога от д. Барыково до деревень Малечкино и Туровино была чрезвычайно проблемной, что на себе почувствовали участвовавшие в регонсценировке территории. На место нас завезли на машинах с тремя ходовыми мостами в сопровождении трактора «Белорусь».Кто-то сначала не понимал цель этого сопровождения, но на обратном пути все стало ясно. Трехоска окончательно села и все потуги присутствующих и горы срубленного леса для подложки не помогли нашему вездеходу вылезти из грязевой мешанины. Вступление в «бой» трактора не дало никаких результатов, он также безнадежно сел. Тракторист отправился спать в деревню к бабе Мане, а регосценировщики – в Барыково, где они оставили свои машины, на которых добирались из Королева. Тут-то мы и почувствовали все «прелести» местных дорог, шагая с палками в руках, по колено в грязи на протяжении всего пути, с трудом удерживаясь на ногах, а иногда и падая. Дно грязевого русла было чересчур ухабистым. Группа тронулась в обратный путь где-то в 16.00, добралась до Барыково в 3 часа ночи.

После такого похождения остро встал вопрос: как добираться до наших участков? На тот момент существовали следующие реальные возможности:

  1. С Савеловского вокзала г. Москвы электропоездом до г. Кимры, далее водным транспортом до места назначения. Река Медведица была судоходной, ходили малые речные суда и судно на подводных крыльях «Ракета» в отличие от нынешнего состояния, когда река судоходна, а водного транспорта из-за его нерентабельности нет.
  2. С Савеловского вокзала г. Москвы электропоездом до г. Кимры, далее с автовокзала на автобусе до деревни Романово, находящейся на противоположной от товарищества стороне реки. Затем переправа через реку в Романово или Подосеново, но дорога от Романово до Подосеново не была исследована.
  3. На личной машине, которые в то время были у единиц, до д. Барыково, а затем как получится… Надо заметить, что от Барыково до наших участков окло 12 километров. Дороги, которая сейчас существует, не было и в помине.

Мнения активных членов товарищества на тот момент разошлись: одни считали, что надо делать проездную дорогу от Барыково, другие – надо искать возможность добираться до места по противоположному берегу, а там остается только перебраться через реку.

В июле 1992 года группа в составе Максимова Г.Е., Фролова А.В. и Колобова В.Д. прошла путь от д. Романово до д. Подосеново и далее до берега реки Медведица на предмет изучения его проходимости. Эта дорога оказалась более проходимой по сравнению с дорогой из Барыково. Да и добираться от наших участков до д. Романово на машине ли своим ходом не составляло особого т руда по сравнению с другими вариантами. Дальнейшие события подтвердили реализуемость такого маршрута.

Летом 1992 года был составлен разбивочный чертеж территории товарищества, согласно ландшафтно-географической структуре местности. Чертеж был согласован с председателем Кашинского комитета по земельной реформе и земельным ресурсам Шириным А.В.. В соответствии с чертежом на местности была произведена разбивка территории на участки. Были сформированы бригады желающих членов товарищества, которые занимались огораживанием территории (вырубка деревьев в лесу для столбов и слег, изготовление этих столбов, натягивание колючей проволоки). Участие в общественной деятельности учитывалась при последующем распределении участков. Среди членов правления при распределении участков также была проведена жеребьевка, за исключением председателя и его заместителя.

В это время из вооруженных сил демобилизовался Иван Каримович  Рахматулин и со своей женой Тамарой Васильевной поселился в д. Туровино. Они и многие другие жители деревень Малечкино и Туровино очень много помогали новоиспеченным дачникам при обустройстве на новом месте. Предоставляли свое жилье Помогали продуктами, обеспечивали сохранность нашего имущества. Всем им огромная благодарность! Иван Каримович и Тамара Васильевна и в дальнейшем активно помогали товариществу.

Тем же летом некоторые активные члены товарищества стали приобретать садовые домики, которые они умудрились доставить в д. Туровино и оставлять их на хранение в стоявшем тогда на берегу реки амбаре. Позже на месте амбара построит свой дом семья Малеевых – Сергей, Надежда и их дети Ирина и Никита.

Председатель правления Пузырев Г.А. договорился с лесничеством о выделении леса для строительства. Желающих заказать лес набралось немало, и в феврале 1993 года на Медведицу отправился десант для заготовки выделенного леса. Жили у Марии Ивановны Кудряшовой, помогали и лесники. Срубленный лес весной тракторами транспортировали на промзону. Не многие смогли воспользоваться лесом по прямому назначению:  некоторые весной успели ошкурить деревья, а у других с деревьями поработали короеды.

Благодаря связям Рогожникова Андрея Владимировича с Кимрским речным портом члены садового товарищества смогли заказать в декабре 1992 года садовые домики  (хозблоки) и туалеты. Их складировали в порту, а по весне 1993 года доставили на место.

Утром 29 апреля счастливые владельцы 42 хозблоков, 20 туалетов и фундаментных блоков отправились в порт г.Кимры, где в течение дня все это драгоценное добро было погружено на баржу. Где-то в 18 часов загруженная баржа вместе с владельцами груза в сопровождении плавучего крана отправилась к месту назначения.

Что происходило дальше – это отдельная песня! Владельцы группировались между собой в отдельных хозблоках, принимали согревающее, чтобы окончательно не замерзнуть в эту отнюдь не весеннюю ночь. 30 апреля где-то в 7 часов утра караван судов прибыл на место на место назначения (к нынешнему пляжу). Согласно договоренности на берегу должен  быть трактор для дальнейшей транспортировки прибывшего груза на садовые участки. Как вы понимаете, трактора не было! Ответственный за транспортировку от правления Максимов Г.Е. отправился в Барыково за трактором. Для ускорения процесса раздобыли завалявшийся на барже полуразвалившийся велосипед. Сразу же за д. Малечкино стало ясно, что допущена ошибка: вместо того, чтобы ехать на велосипеде, его приходилось тащить на себе. На полпути пришлось запрятать велосипед в лесу. Пешком Геннадий Егорович добрался до Барыково, отыскал тракториста с его транспортным средством. Загрузили большой металлический лист и отправились к месту причаливания баржи, по дороге захватив припрятанный в лесу велосипед. Металлический лист оказался очень кстати, на нем удобно было растаскивать привезенный груз. Часам к 9 вечера груз был доставлен по своим местам, где уставшие владельцы почувствовали себя полноценными хозяевами своих домов!"

 

Рассказывает Рогатнева Татьяна Аркадьевна – председатель правления СНТ «Медведица» в период 1996 по 2001 гг.:

"Вслед за садовыми домиками с их сопровождающими 1 мая 1993 года на катере «Москва» после 5 часов водного пути на берег в деревне Туровино вышли несколько пассажиров. Так я впервые увидела эти места. Первый же местный житель сообщил, что наши вчера устроили «ба-льшой» пожар. Я, грешным делом, подумала, что это не мы, а так просто было отмечено наше появление  здесь. Оказалось: несколько наших «туристов» решили чайку вскипятить, а вокруг «подушка» из сухой травы…Полыхали: Юг, Центр. Тушение возглавил Андрей Рогожников, сбивали пламя,  кто чем мог. Было очень страшно! На помощь пришли местные, деревенские. С тех пор наши «старожилы» к огню относятся очень ответственно и передают это отношение следующим поколениям садоводов. Несмотря на это мы несколько раз всем миром гасили пламя, как на нашей территории, так и в деревне. Огонь – это страшная сила! Мы окружены лесом, так будем же аккуратны с огнем!

 

Три года после того, как каждый «сел» на свой участок, включая членов правления, в садовом товариществе работы не велось: дороги не было, электричества не было, трансформатор стоял в нерабочем состоянии. Продукты, стройматериалы, урожай возили на себе. Транспортным средством была тачка двухколесная. Такое положение не устраивало всех! Собралась инициативная группа членов товарищества, работавших в ЦУПе и проживающих компактно на «Юге». Цели, задачи и роли в команде были распределены, но не было кандидатуры председателя. 90-е годы были трудными, все работали очень много,   и пенсионеры тоже. Меня уговорили войти в команду в 1995 году, когда я вышла на пенсию. Выбрали председателем правления. Прежнее правление не передало никаких денежных средств. Все, что было собрано на создание системы электроснабжения, водопровода, строительство парома и другого имущества, было истрачено на текущие расходы. Из документации мы получили только пакет основополагающих документов. Никаких текущих документов нам не передали, даже списочный состав был не оформлен.

 

6 лет мы работали командой: Рогатнева Т.А. – председатель правления, Чуйкина Л.И. – зам. председателя и секретарь, Яковлев В.П. – ответственный за электрохозяйство и электрик, члены правления: Белявский А.С., Денисова О.П., Салтыкова О.В., Бауров Ю.А., Васильев В.П.. Девиз команды был прост: «Мы не хотим жить в каменном веке, мы хотим отдыхать цивилизованно!»

 

В первый же сезон мы провели электричество, центральную линию и часть улиц электрифицировали, остальные улицы в следующий сезон. Работы выполняли председатель и электрик В.П.Яковлев, а также старшие по улицам. В процессе был замене ранее установленный трансформатор, а также установлен второй трансформатор. На все работы имеются проекты, трансформаторы (паспорта) официально зарегистрированы в Кашинских РЭС. Работы выполнялись с учетом перспективы развития садового товарищества. Вопрос о модернизации системы электроснабжения возник только в 2010 году.

 

В это же время Чуйкина Л.И. наводила порядок со списочным составом членов товарищества. Уточняя данные, ей пришлось с каждым из 250 членов переговорить по 2–3 раза. В ее обязанности водила работа с Земельным комитетом г.Кашина по оформлению свидетельств на право собственности, по составлению Плана земель товарищества «Медведица». Не все получалось гладко из-за того, что законодательная база страны менялась слишком часто, а изменения на местах (г. Кашин) запаздывали.

 

Вопрос подъездных путей стоял очень остро. Прокладывать 12 километров дороги от Барыково до Малечкино было совершенно не подъемно и дорого. Был использован административный ресурс одного из наших садоводов, основанный на связях в Москве и Тверской области. Так попала в дорожников дорога от д. Щекотово до д. Апарниково. Несмотря на то, что по дороге прошелся «секвестр», она была таки построена в конце нашего шестилетнего срока. К этому времени нашей команде доверяли не только члены товарищества, но и те, кто с нами работал из местного руководства и местных жителей. Дорогу от д. Апарниково до товарищества мы построили в долг и в рассрочку. Деньги, сверх положенных 500 рублей с каждого, нам одолжили те члены товарищества, кто мог. А со строителями мы расплатились в три срока. Участвовали и местные жители, и дачники деревень Туровино и Малечкино своими средствами. При этом, руководство товарищества деньги на свои нужды не брало .

 

Очень выручил нас паром. Когда выяснилось, что дороги скоро не будет, мы и занялись работой по приобретению парома. Причем, это был не тот новый паром, который собирались строить в 1992 – 93 годах (сделали проект, достали металл, завод «зарядили» и т.п.), паром , собранный из того, что валялось и гнило на берегу. Работали оперативно: в июне приняли решение, в августе спустили на воду. Посмотрели, подумали – и увеличили размеры вдвое. И до конца сезона переправлялись через реку. Только на следующий сезон для подъезда к реке соорудили гать, как со стороны Подосеново, так и с нашей стороны. Было все: и паромщики подводили, и гать уносило ледоходом, и ежесезонный спуск и подъем парома! Но жить стало комфортнее. Увеличилось число автомашин. Как мы, так и местные, даже землемеры и милиция пользовались паромом. 5 лет он нам служил верой и правдой!

 

Решались и такие жизненно важные проблемы: установили радиотелефон, автолавки с продуктами приезжали прямо на нашу сторону, работала лодочная переправа, для правления купили «бытовку», совершенствовали ограждение товарищества и т.д. и т.п.

 

Помнится, какой был переполох, когда в лесу нашли пакет с мусором (на «севере»). Был найден хозяин, пристыжен. Долго-долго ничего подобного не возникало!

 

Такими мы были к 2000 году."